Производство: Япония
Жанр: Драма, психология, фантастика, меха
Тип: ТВ (26 эп.) по 24 мин.
Режиссёр: Анно Хидэаки
Сценарий: Анно Хидэаки 

Рецензия:

Не так часто выпускается аниме, память о котором сохраняется на протяжении десяти лет. И еще менее вероятно то, что произведение и через десять лет сохранит былую популярность. Однако в случае с «Евангелионом» произошло именно так. С тех пор, как был выпущен самый популярный в истории аниме-сериал, прошло немало времени, развилась компьютерная графика, в анимации возникли новые жанры – можно сказать, что сменилась эпоха. Но сериал сохранил свою аудиторию, а любители анимации по-прежнему ведут споры, почему же это стало возможным...

Анно Хидэаки к созданию «Евангелиона» ни в каких действительно стоящих проектах не «засветился», если не считать его работы над «Навсикаей». Правда, у студии Gainax к 1995 году уже был опыт создания культового аниме – конечно же, речь идет о «Крыльях Хоннеамиз», ставших одной из вех развития анимации, аниме, выдающегося как графикой (в свое время), так и раскрытием персонажей. Но ведь ТВ-сериал и полнометражный фильм – совсем разные вещи...

В первую очередь, сериал должен понравиться пубике. Даже если сюжет к нему заготовлен заранее, его придется обрывать в случае падения спроса. Выбор меха как основы для сериала мог, в том числе, диктоваться именно этими соображениями: что ни говори, а бои гигантских роботов интересом пользовались, пользуются и, видимо, будут пользоваться еще немалое время. И при всех своих «меховских» недостатках, эта сторона в сериале превосходна. Взять хотя бы идею питания робота от внешнего источника. Хотя целесообразность применения «сетевых кабелей» в боевых условиях не выглядит несомненной, то попытка объяснить, где же находится чудо-генератор, питающий такую махину, заслуживает уважения. Равно как и избранный способ управления роботом, его биологическая сущность, его разумность, в конце концов. Все это навевает ассоциации с вполне реальным опытом военных летчиков: чтобы побеждать, нужно быть единым целым с машиной, нужно чувствовать ее, как живую.

Основная линия сюжета в «Евангелионе» не представляет из себя ничего особенного, если не считать того, как ее объяснили, о чем ниже, и служит лишь для того, чтобы связать в единое целое все остальное. Вот «все остальное» и представляет художественную ценность сериала.

В первую очередь, это персонажи. Это, с моей точки зрения, самая сильная сторона «Евангелиона». Без внимания не остается ни один герой, с каждым связана своя сюжетная линия. Как в творчестве Гюго, тщательно прослеживается судьба каждого героя до того, как он был вовлечен в события сериала. «Нормальных» людей в сериале почти нет в том смысле, что каждый из персонажей несет какую-то душевную травму, источник неуверенности в себе и сомнений. Главные герои, как я уже отмечал в рецензии на «Конец Евангелиона», являются почти чистыми воплощениями трех типов темпераментов, причем «срывов» в образах авторы не допускают, действия каждого персонажа согласованны с его внутренним миром. Образы не только существуют, они эволюционируют, и, что важно, далеко не для всех эта эволюция – отражение процесса «взросления» и избавления от «подростковых» комплексов. Очень оригинально, кстати, этот процесс показан на характере Аянами Рей, поскольку происходит не плавно, а «ступенчато» (не буду углу[Цензура]ться в перепитии сюжета, но авторы применили действительно интересное решение).

Второе достоинство «Евангелиона», немало способствовавшее его становлению как культового аниме – это удар, нанесенный авторами по жанровым границам. Нет, не было создано нового жанра, да и сами жанры остались узнаваемыми, но авторам удалось слить, как минимум, Меха и Драму (и то, и другое с большой буквы). В локальных сюжетных линиях, которых в «Евангелионе» много и которые зачастую ничуть не менее (с моей точки зрения, почти всегда более) интересны, чем основной сюжет, затрагиваются почти все существующие аниме-направления. При этом жанры не сливаются в безликую массу, они сохраняют свою самобытность, свои достоинства (и, к сожалению, недостатки), но авторы нитью сюжета, тонким замыслом нераздеимо связали их друг с другом. Сериал не пестрит образами и не распадается на самостоятельные кусочки, он един, и в этом его достижение.

Отвлечемся на оформление, чтобы вернуться к самому важному в конце. Графика сериала для 1995 года выше всяких похвал. «Евангелион» выглядит очень прилично даже на фоне современной анимации (речь идет, конечно, о дизайне персонажей и количестве деталей). Очень качественный экшен, не заскучаешь при просмотре. Динамика движения Ев на высоте, ангелы, конечно, своеобразны, но, в целом, в духе философии сериала. Музыка... очень неплохая. Тему оупенинга я, например, где-то услышал и запомнил задолго до того, как узнал слово «аниме», и был приятно удивлен, встретившись с ней.

Хотелось бы выразить некоторые мысли, возникающие по сериалу в целом. «Евангелион» излишне драматизирован, отлично осознаешь, что «в жизни так не бывает». Все сделано для того, чтобы загнать героев в глубочайшую психологическую бездну. Более того, я бы сказал, в «Евангелионе» не герои живут в некотором мире, а мир создан для героев. Он подстраивается под них, ангелы помогают им понять самих себя. Это все – яркий признак подростковой направленности, и в большинстве случаев это не сила сериала, а слабость. В данном сучае, чтобы создать подобное произведение, чтобы сделать его популярным, это было необходимо, но это автоматически отбирает у «Евангелиона» титул «лучшей драмы», представителей лучше поискать среди сёдзе. Я бы не стал называть «Евангелиона» также и лучшим меха: есть вещи красочнее, динамичнее, в конце концов, с более продуманным сюжетом, развивающимся по своей логике, а не в целях воздействия на сознания героев. Произведения, сочетающие в себе все, в конечном счете могут проиграть по влиянию на отдельного человека «узкоспециализированным». «Евангелион» несовершенен, как любое другое аниме, но ругать его за недостатки нет смысла, споры о его качестве уже решило время. Даже загадка «последних серий» потеряла свою былую остроту: кто-то скажет, что так было необходимо для привлечения зрителя к продолжениям, кто-то скажет, что это подчеркивает важность именно психологии в сериале, причем все будут по-своему правы. «Евангелион» и собрал большие деньги, и заставил некоторых задуматься.

Не раз уже упоминалось о том, что «Евангелион» нельзя смотреть, пока нет некоторого «аниме-стажа», и я с этим согласен. Кто-то может не осознать его жанрового своеобразия, не оценить качества персонажей, а кто-то будет искать второе аниме, в котором будет «все, сразу и много». Если первое обычно довольно легко лечится, то второе может навсегда испортить отношение человека к анимации в целом. Второго «Евангелиона» никогда не будет, и не потому, что он лучший. Просто нет смысла в том, чтобы оглядываться назад, время уходит, аниме меняется и, смею надеяться, прогрессирует. Да и не может «Евангелион» быть «вторым», «первым» или «третьим». Он просто единственный.

Рецензия #2:

Когда приступаешь к просмотру аниме студии Гайнакс, по умолчанию ждешь чего-то очень качественного, оригинального и запоминающегося. «Евангелион нового поколения» полностью соответствует всем вышеперечисленным параметрам, даже больше: если какой аниме-сериал и заслуживает звание единственного и неповторимого, то это именно NGE.

Выпущенный в 1996 году, он до сих пор остается предметом огромного количества дискуссий - популярность NGE трудно переоценить. В чем причина такого успеха, определить однозначно сложно – NGE ориентирован на самые разные вкусы, взгляды и позиции. Можно выделить множество особенностей данного аниме, но наиболее интересные, на мой взгляд, следующие: развитие сюжетной линии от сложного к простому, постоянные ссылки и неожиданный финал.

Как и братья Вачовские в «Матрице», создатели NGE сделали ставку на использование намеков, ссылок и цитат. Надо сказать – они не ошиблись, очень даже не ошиблись! Но грандиозность замысла в том, что главный первоисточник, на который ссылаются в NGE, это Библия. Начиная с названия и заканчивая объяснением многих поступков героев, можно проследить эти явные и не очень отсылки к главной книге христианства. Но никакой религиозной нагрузки сериал не несет. Там нет попытки создать апокриф или подтвердить правильность Священного писания. Библия – такой отличный инструмент для придания необычности и такая возможность заинтересовать зрителя. Тем не менее многие ищут определенную связь с религией и находят ее… Взять идею Апокалипсиса не из мифов или легенд; не сотворить конец света, как следствие экологического кризиса или перенаселения, что в принципе тождественно, и даже не использовать обычный набор утопических качеств – нет! Зачем все это, когда есть Библия, в которой черным по белому описан Апокалипсис. Надо только его истолковать по-своему и истолковать так, чтобы остались загадки и недомолвки… Все-таки NGE создавали гениальные люди!

Со значимостью Библии трудно поспорить, но есть еще множество книг, играющие огромнею роль в иных религиях. Авторы и здесь постарались, второй первоисточник NGE – это Каббала. Знаете, если вдруг Вы посмотрели данное аниме, не поняли какие-то моменты и залезли в Библию или Каббалу, дабы просветиться, и взглянули на эти книги по-новому – только за это авторам огромный респект! И самое замечательное, что в основе Каббалы – та же религия, христианство, тот же Иегова из Ветхого завета, те же законы и принципы. Этот дуализм в NGE – одна из отличительных черт. Получается, авторы осуществляют Апокалипсис из Нового завета при помощи ангелов из Каббалы. Добавьте сюда еще знаменитые свитки Мертвого моря, про которые неоднократно упоминается в NGE, и поаплодируйте вместе со мной авторам!

Нельзя сказать, что Библия или Каббала проходят через весь сериал, нет. С Каббалой вообще одни вопросы – древо Сефирот в заставке, имена ангелов, символика обстановки NERV и все. Много? Мало? Достаточно, чтобы задуматься. Я уже писала про финал, так вот – финал весьма неоднозначен: если желаешь, считай, что все происходящее – бред психически нездорового подростка. Так и хочется – все легко и просто, но нет! Лично мне не дало сделать этого именно древо Сефирот! Зачем авторам помещать его в заставке? Хотя, возможно, именно такого эффекта они и добивались.

А есть еще копье Лонгиля – по некоторым литературным источникам, аналог Святого Грааля из легенды про короля Артура. Вполне христианский символ, но не признанный церковью – на то это и легенда. Есть первая жена Адама – Лилит, также в официальной версии Библии не упоминающаяся. Я уверена – Вы найдете еще огромное количество ссылок именно религиозного характера. Что же хотели нам сказать авторы? Как в этой паутине намеков собрать целостную картину? Вот люди и пересматривают NGE по нескольку раз, вот и ведутся споры. Хочешь заинтересовать – удиви! Не так ли?

Но это еще не все. Самое интересное, что при всех этих ссылках на западные легенды и религии в NGE присутствует влияние восточных мировоззрений. Ну, как не провести параллель между вынужденными сражаться подростками и понятием “карма”? Они не выбирают – им остается смириться, как Синдзи, наслаждаться происходящим, как Аска, или никак не реагировать – как Рей. Эти право и обязанность пришли к ним с рождением, чем не карма, передающаяся по наследству? Стоит задуматься про это – и теперь смысл происходящего складывается из новых составляющих: это уже не Библия и Каббала, а западная и восточная религии. Таким образом вопросов становится все больше.

Но это в глобальном плане… А есть еще огромное количество и на более простом уровне. Сюжет в принципе, если абстрагироваться от всей этой религиозности, прост: сражение на гигантских роботах за спасение Земли от таинственных существ; нависающий над человечеством конец света; организация NERV, которая и курирует эти сражения… Это на первый взгляд.

Есть три удара – чем не три пришествия? Но ладно, мы же абстрагировались от религии! Так вот – первый удар уничтожил динозавров, второй – растопил льды, поднял уровень мирового океана со всеми вытекающими отсюда последствиями, третий удар как раз предотвращается. Есть таинственные существа, почему их называют ангелами – непонятно, единственное объяснение – они приходят с неба. Но только начинаешь тешить себя надеждой, что они – инопланетяне, как ангела, точнее, его кокон находят в земной коре. Вообще, кажется, что авторы идеально все просчитали: когда по итогам просмотра нескольких серий у вас возникает версия, они стремятся ее разрушить следующей серией.

И если первый удар произошел без вмешательства людей (ну какие люди в эпоху динозавров?), то второй – напротив, с их помощью. Что же люди разбудили? И что упало на землю миллионы лет назад? Что надо ангелам от людей? Человек создан по образу и подобию Божьему, но дает ли это право считать, что Адам может прожить в состоянии эмбриона несколько тысячелетий? Если да, то их, Адамов, несколько, ибо человечество уже один раз произошло от него и Евы. А еще – зачем держать Адама в виде эмбриона? С целю создать новое человечество? И если есть Лилит, то их дети с Адамом – те самые ангелы? Ладно, не буду зарываться.

Ангелы нападают. Человечество привыкло жить в постоянной угрозе – простое население уже довольно равнодушно наблюдает за сражениями. Мнения этого самого простого населения в сериале просто нет. Живут и живут себе. Есть личные трагедии, детский интерес и все, пожалуй. Сражаются с ангелами пилоты на гигантских биороботах – Евангелионах. Только дети, которым четырнадцать лет, то есть, рожденные после второго удара, могут управлять Евангелионами. Существует три основных пилота – Икари Синдзи, Аянами Рей и Ленгли Аска. Создание роботов – результат деятельности организации NERV, которая держит монополию на право вести войну с ангелами. Во главе данной организации – отец Синдзи – Гендо. Все. Понятно?

Нет, непонятно! Почему ангелы не нападали в течение четырнадцати лет и напали именно тогда, когда второе дитя и его Евангелион находились на расстоянии нескольких метров? Что такое Евангелионы – ДНК ангела плюс человека? Что или кто они, когда пилоты не контролируют их? Что произошло с матерью Синдзи – Юи? Как ангелы узнают, куда им нападать – их кто-то контролирует, предоставляя информацию про NERV? Кто такие SEELE, перед которыми несет ответственность за деятельность Гендо? Что надо ангелам? Они не хотят гибели человечества – это очевидно, они ищут Адама. Зачем? Кто ими руководит и дергает за ниточки, хотя нельзя исключить, что ангелы – это разумные существа, действующие по собственному желанию. Что такое AT-поле? Душа ангела? Единственное отличие от человека – наличие именно AT-поля, ибо Каору – хотя и ангел, имел фенотип человека. И так можно продолжать еще очень долго…

Самое замечательное, что по мере просмотра NGE начинаешь обращать все больше внимания на героев и все меньшее – на интриги, загадки и т.д. NGE – аниме про одиноких людей. Очень одиноких! Кажется, что одиночество - один из главных действующих персонажей. Даже не так, оно - единственный персонаж, принимающий облик любого героя повествования. Все проявления одиночества – это NGE. Ты можешь быть одиноким, спрятавшись в свою особую норку или же стоять посреди толпы знакомых людей. Это не важно. Пить пиво вместо кофе, коллекционировать фигурки кошек, хранить разбившиеся очки единственного дорогого человека… Это бесполезно, это не спасет. В конце сериала Рицка говорит, что у нее умерла кошка. И этот факт, такой незначительный на фоне всех этих битв за спасение Земли, становится для нас настолько же важным, как и для нее.

В сериале присутствуют многие другие чувства: несчастная любовь, тоска, дружба, сомнения, страсть, ревность, жалость и т.д. Так вот, самое забавное – они тоже все сводятся к одиночеству.

Подростки – это просто сосредоточение одиночества. Рей, Аска, Синдзи, Каору. Мы задаемся вечным вопросом, что же взрослые так поступают с детьми, почему они про них забывают? И лучше, чем в NGE, я еще нигде не встречала оформления мысли, что взрослые сами такие же подростки, только отстраненность от мира больше. Потеряв уязвимость подростка, они потеряли единственную возможность впустить мир в себя и себя в мир.

Смотришь, и отчетливо формируется мысль: мы живем только в ком-то, в чьих-то мыслях, чувствах, порывах. Иначе – нас нет! Но и окружающие живут в нас! Я – это мир, но и мир – это я… На таких взаимозависимостях и строится наша жизнь. И отлично вписывается в этот контекст идея всеобщего единения сознаний, к которой стремился Гендо, дабы воссоединиться с погибшей женой; еще лучше финал NGE: все действие переходит из мира в сознание Синдзи, но его сознание – это тот же мир! В итоге уже не важны символика или загадки. От сложного авторы ведут нас к простому – от глобальных катастроф к переживанию одного человека. Но кто расставит акценты? Кто скажет, что важнее, мир или человек, если в каждом человеке заключен мир? Нужно ли искать в NGE ответы на все вышеперечисленные вопросы, если авторы открывают пред нами истину через одного единственного человека – Синдзи Икари. “Твоя истина может меняться только от того, как ты ее воспринимаешь, вот как хрупка истина”

Но это истина! Твоя истина… и стоит ли искать себе другую? Рано или поздно, но приходит понимание: все эти бои, апокалипсисы и трагедии человечества – только интригующее обрамление для характеров главных героев. А теперь судите сами – если такое обрамление, то каково содержание?

NGE – многоплановое аниме, жизнь чередуется со смертью, сражения с мирным существованием, избранные пилоты с простыми людьми. Казалось бы, противопоставление? Но раскрывается все и без противопоставления. Тогда зачем? А затем, что такова жизнь. Банально? Но тем не менее…

Музыка и видеоряд идеально подходят друг к другу. Каждая мельчайшая деталь прорисована с такой тщательностью, что возникает ощущение – над каждой серией трудились минимум год, но это не так. Визуализация Евангелионов настолько потрясающая, что любители жанра меха, по-моему, должны сутками, не отрываясь, смотреть NGE. Мне нравится стилистика всех героев – их внешность отражает внутренний мир, помимо этого она – составляющая харизматичности персонажей. Токио III под лучами закатного солнца, испарившееся в результате сражения море, с обломками домов, арбузы и синее небо… NGE – очень красивое аниме. В нем нет сказочности миядзаковской прорисовки; он не стилизирован в одном направлении, как «Охотница на ведьм Робин» под готику; у него нет мягкости и плавности рисовки «Видения Эскафлона». Линии достаточно четкие, резкие, порывистые, но это так соответствует содержанию. Мое мнение – графика идеально подходит сюжету. Помимо Евангелионов, отлично нарисованы ангелы – в них нет ничего Божественного, но какой-то неуловимый оттенок грандиозности и мистичности в них присутствует. Ну и отличный ход – сделать одну из героинь альбиносом. Мы привыкли к красным глазам и голубым волосам – аниме все-таки, но вот так – еще и с объяснением… Что и говорить - это же NGE!

Музыка выполняет одну очень важную функцию – стоит нам отвлечься на переживания героев, как она напоминает, что борьба идет за судьбу мира. Помпезно, торжественно – при сражениях и изображении NERV, грустно и печально – при воспоминаниях, но тем не менее. Открывающая композиция Thesis of a Cruel Angel входит в число лучших саундтреков аниме 1996 года. Каждый герой характеризуется своей оригинальной мелодией, она есть даже у пингвина Пен-Пена. Скрипка, на которой играл Каору – отдельная история. На фоне экшена (почти за кадром) плачущая скрипка… В аниме вообще любят скрипку – «Потомки тьмы», «Д.Н.Ангел», да та же «Сейлор Мун». Ангел и творение рук человеческих. Печальная до невозможности красота… Однозначно, NGE – романтичен, мистичен, потрясающе печален. Именно эти его качества оттеняет музыка.

Существующий альтернативный финал только подчеркивает легкость и изящество оригинала. Мне кажется, что возможность выбора сюжетной линии – хорошо, но я надеюсь, что большинство, посмотрев «Конец Евангелиона», вернутся к прежней концовке. Да здравствует человек, а не мир! А как иначе? Это не эгоизм, это как раз высшая степень гуманизма.

Краткое содержание:

Прошло 15 лет после загадочной глобальной катастрофы, поставившей человечество на грань выживания. Но оставшихся в живых впереди ждут еще более страшные испытания... Землю атакуют "Ангелы", загадочные гигантские существа, появившиеся неизвестно откуда. Единственное оружие на планете, способное им противостоять - роботы серии "Евангелион", созданные при помощи передовых биотехнологий. Правда, сражаться с помощью этих огромных машин способны только те пилоты, которые могут полностью "синхронизировать" себя с роботом и управлять "Евангелионом" как собственным телом. Эти уникальные бойцы обучаются и живут в секретном подземном городе Токио-3, штаб-квартире организации "NERV", возглавляющей защиту Земли от вторжения. Синдзи, Аска и Рей - пилоты, между которыми складываются крайне непростые отношения. Но именно от них зависит судьба планеты и разгадка тайны зловещих "Ангелов"...