Производство: Япония
Жанр: Драма, фантастика, ужасы, эротика
Тип: ТВ (13 эп. + DVD-спэшл) по 25 мин.
Режиссёр: Камбэ Мамору
Снято по манге: Эльфийская песнь
Автор оригинала: Окамото Линн
Рецензия:
Вот уж где воистину права народная мудрость утверждающая, что «не разбив яиц, не приготовить омлет». С такой же точностью можно утверждать, что не познав зла, не сможешь в полной мере оценить добро, а принимающий от жизни только ненависть, обозленный на весь мир человек, возможно, будет беречь тепло любви, как зеницу ока. Могу предположить, что кто-то из зрителей читал фантастический рассказ А.А.Горбовского «Иная ступень». В нём земляне столкнулись с пришельцами, которые на добро отвечали злом, и не потому, что были злые в нашем понимании, просто таким образом они пытались усилить эффект от доброго действия. Такое вот противоречие, где зло переходит в добро и наоборот. Да, нам их не понять, но всё может произойти в многообразии миров. «Эльфийская песня» чем-то напоминает мне это произведение, но не по содержанию, а по производимому впечатлению. Для меня эта картина явилась «иною ступенью» в мире аниме, а что конкретно я под этим подразумеваю, будет изложено ниже.
Как уже повелось, предлагаю начать с графики и практически тут же закончить обсуждение этой стороны картины. Как мне показалось, ничем особенным в изобразительном плане фильм не выделяется. Нет, нарисован он хорошо, даже просто-таки замечательно, но никакими специфическими выкрутасами и приёмами картина не выделяется. Можно сказать, что нарисована она в стиле каваек, если бы не одно и большое «но» - наличие огромного количества крови и сцен насилия, так не присущих данному типу произведений. Вот, вроде как, и всё, за что есть глазу зацепиться, переходим к основополагающей вехе творения, к его смыслу, а главное - к «иной ступени».
Некоторые рецензенты в Сети оценивали это произведение с точки зрения гаремного сёнэна, и тогда, конечно же, на фоне стройного течения сюжета ярким бельмом выделяются картины насилия, текущая кровь, мрачные воспоминания из прошлого и так далее. Ничего удивительного в том, что их оценки картины были крайне негативными. Однако если взглянуть на фильм под иным углом, то всё приобретает абсолютно связный смысл и наполнение. Если примем, как должное, что фильм никоим образом не является гаремным сёнэном, а приём, использующийся в данной категории фильмов, был применён лишь для того, чтобы как-то свести персонажей фильма, то получается довольно жёсткий психологический фильм с глубоким смыслом. Судите сами, как вам такой поворот событий. Девочка-подросток убегает из дому и живёт на улице, кажется почему? Всё оказывается банально просто, но вот только люди не любят смотреть правде в глаза, хотя изредка стоило бы это делать. Она ушла на улицу, потому что отчим принуждал её к половой жизни с ним.
«Ну, а мать?» - спросите вы. А мать была настолько влюблена, или не знаю, как это назвать, что оставалась глуха к жалобам дочери и, мало того, видела в ней только обузу. Бывает ли такое в жизни? Конечно же, бывает, и я не спорю, что не стоит это смаковать в каждом фильме, но иногда показать жизнь не только с восторженно-одухотворенной стороны тоже не помешает. Или, например, учёный, посвятивший всю свою жизнь изучению диклониусов (существ, похожих на людей, но обладающий огромной ментальной силой и телекинезом), человек, который признал их опасными для общества и собственноручно приводил приказ на уничтожение, несмотря на мольбы обезумевших от горя родителей. Как он должен поступить, когда узнает, что его собственный долгожданный ребенок рождается диклониусом? Что победит, долг или отцовские чувства, и ответ тут не столь однозначен. Теперь перехожу к самому, на мой взгляд, интересному, к «иной ступени». В самом начале картины пред нами предстаёт Люси - безжалостная тварь в облике молодой красивой девушки, не испытывающая к роду человеческому никакой жалости, способная без зазрения совести убить, разорвать и покалечить кого угодно, и кажется, что от этого процесса она даже получает удовольствие. Пред нами предстаёт натуральный монстр, и детально прорисованные кровавые сцены насилия усиливают эффект многократно. Некоторые оппоненты считают, что крови в фильме показано столько, что она уже пошла через край, и её начинаешь воспринимать просто как красную жидкость. Однако тут спешу с ними не согласится. Кровь, которая воспринимается как море красной жидкости, - это «SIN» и прочие аниме, выполненные в таком же духе, где монстры - это горы противного, склизкого мяса, разлетающиеся фонтанами плоти и реками крови под натиском «хороших» ребят. В «Эльфийской песне» всё обстоит совершенно по-другому, здесь погибают «хорошие», при этом даётся понять, что смерть каждого человека - это не просто разрушение бездушного Голема, это трагедия! Не могу в точности сказать, чем это достигается, возможно, мольбами умирающих или сценами из их обыденной жизни, но получается жутко до мороза по коже. После всего этого мы видим в Люси только лишь кровожадное чудовище и всё, но когда по ходу фильма всплывает истинная причина, вынудившая ее стать именно такой, испытываешь второй шок и уже не можешь чётко определиться в своих чувствах. Итак, кто же сделал из девушки монстра? Ответ прост, как и многое в этом мире. Такой её сделали люди, именно простые люди. Давно известно, что человечество само по себе является сверхагрессивным сообществом, подверженным стадному чувству и поражённым вирусом ксенофобии. Так оно и есть, согласитесь вы со мной или нет. Люди стремятся отторгнуть всех непохожих на себя и в большинстве своём склонны унизить слабого, чтобы вырасти в глазах окружающих. Это в особенности присуще детям, и так наша героиня, которая не такая, как все, сначала была обычной маленькой девочкой, но благодаря «стараниям» окружающих её людей становится озлобленной на весь мир и готова мстить целому человечеству за причинённое ей зло. В этом я её не поддерживаю, но такая реакция, в особенности усиленная сценами насилия начала картины (вот она, «иная ступень»), заставляет задуматься о своих собственных поступках. Так ли безобидны наши действия с точки зрения другого человека, уважаем ли мы чужие чувства? Ведь слово иногда ранит больше, чем действие, а душевные раны заживают гораздо дольше физических, и рубцы от них зачастую остаются до конца жизни.
Итак, могу сказать, что сериал получился психологически напряжённым и даже в какой-то степени философским, смотреть его стоит на одном дыхании, не прерываясь и ни в коем случае не пропуская серий, потому как их и так не много для аниме-сериала - 13 штук. Сие произведение я бы поставил в один ряд с «Евой», «Нуаром» (концовками они очень похожи) и, возможно, «Аниматрицей» (глава «Ренессанс»).
Внимание!!! Картина настоятельно не рекомендуется к просмотру детям. Фильм содержит откровенные и яркие сцены насилия, подоплёку которых ребенок не в состоянии будет оценить, однако существует вероятность того, что они могут его сильно напугать.
Рецензия #2:
Эльфийская песня» — живое доказательство того, что в аниме бывает абсолютно всё и в любых сочетаниях. В данном случае в качестве скрещиваемых объектов выступили смешной умилительный кавай и кровавое мясо. Фрагменты тел с сочным звуком шмякаются на пол, красивый оперный саундтрек сопровождается жуткими криками раздираемых на части солдат, и кровь, кажется, вот-вот переполнит экран и польётся прямо на пол. Сцена сменяется, и вот уже нет ни криков, ни трупов, ни кровищи, а есть забавно хлопающая глазами девчонка, которая периодически говорит «ня!» и вешается главгерою на шею. Такое вот, мягко говоря, странное сочетание. Лично мне, как большому любителю кавая и не меньшему любителю кровищи, уже одного этого достаточно, чтобы начать тащиться.
Однако при попытке подойти к «Эльфийской песне» более объективно получается менее радужная картина. Во-первых, персонажи. Вот Кота, который, будучи маленьким мальчиком, проживал в городе N, и вот теперь он туда вернулся. Вот девочка, которая до сих пор в него по уши влюблена, но ей не хватает смелости в этом признаться, а ему не хватает женской логики, чтобы сообразить, что она его любит, в результате он к ней, так же как и к остальным, относится несколько равнодушно. Вам это ничего не напоминает? Мне вот очень даже напоминает — то же самое было в «Каноне». Если город присыпать снегом, то и вообще не отличить будет. Или вот Ню, смешная девчонка с рожками, больше смахивающими на уши, знающая только одно слово «ня!» и пытающаяся изо всех сил сделать так, чтобы Кота чувствовал себя счастливым. Тут даже сомнений никаких не возникает — это Чи из «Тёбитов». Ну и так далее. Из всех персонажей удивил разве что «бешеный спецназовец», да и то только тем, что непонятно, почему он до сих пор никого не прирезал и не попал в тюрьму или в психбольницу.
Во-вторых, сюжет, коих здесь два: любовная история и история становления новой расы, Диклониусов. И если первая выглядит более-менее законченной (хотя и вполне стандартной), то вторая сделана так, как будто эта анимешка не фантастическая, а историческая. Поясняю: если речь идёт о какой-нибудь войне будущего с участием мехов, космических кораблей и прочих «планетян», то обычно зритель увидит и завязку, и развязку, и кульминацию, и то, что было в середине, ну или если не увидит, то какой-нибудь персонаж об этом обязательно расскажет. Если же речь идёт о, например, Второй Мировой, то показывать всё совершенно необязательно, потому что все и так прекрасно знают, чем там дело кончилось. В «Эльфийской песне» использован как раз такой «исторический» подход. В результате — непонятно ни то, откуда эти Диклониусы взялись, ни то, что было дальше. Всё, что здесь показано, это небольшой кусок далеко не решающей части данной истории. Притом, что эта история — переломный момент всей эволюции человечества. Может быть, что так изначально и задумывалось, но по-моему, авторам просто не хватило 13 серий.
Едем дальше — в «Эльфийской песне» эффект от контраста между каваем и кровищей не такой сильный, каким мог бы быть. В том же «Каноне» один кадр с плюшевой игрушкой и торчащей из-под неё детской рукой в растекающейся луже крови бросал в холодный пот, здесь же, при всём обилии кровищи и мяса, даже мурашки по коже редкое явление. Почему? Да потому что всё слишком быстро. Максимальный эффект, которого авторы могут добиться, показывая и кровищу и кавай в первой же серии, — это удивлённое «ого» у зрителя. Правда, потом приходит понимание, что фильм этот, помимо всего прочего, про жестокость. И жестокость только появившейся расы — это как жестокость маленького ребёнка, она настолько же ужасна, насколько естественна (и «безумный спецназовец» занимает своё место в ряду персонажей, воплощающих разные виды жестокости, так что в данном отношении он не настолько абсурден). Из-за этой естественности контраст несколько сглаживается, но зато всё выглядит очень органично.
А ещё иногда при просмотре «Эльфийской песни» у меня возникало ощущение, что вся эта анимешка есть ни что иное, как тонкий стёб. Издевательство над кавайными мелодрамами, над хохочущими злодеями и над многими анимешными штампами. В любом случае, здесь есть один из самых моих любимых моментов в аниме. Я вот весь «Хеллсинг» надеялся, что Алукард получит пулю в лоб посреди своей пафосной речи, но надеялся я, понятное дело, зря. И вот, наконец-то я дождался сериала, в котором нечто подобное происходит. Профессор с жаром мелет очередную банальную злодейскую чепуху, брызжа слюной, и на середине фразы Люси отрывает ему голову. Ура! Пятёрку авторам!
Если я продолжу хвалить и ругать сериал, начнутся откровенные спойлеры, так что подведу итог.
Итак, вердикт: «Эльфийская песнь» — вещь, которая вполне могла бы быть шедевром, если бы персонажи были хоть капельку пооригинальнее, а сам сериал — длиннее в два раза. А так он просто очень неплох. Любителям кавая и кровищи смотреть обязательно
P.S. Заставка — это не единственная отсылка к Климту, в самом сериале тоже есть пара кадров, напоминающих его картины. Однако какое отношение это, а также песенка Мёрике имеют к смыслу или к сюжету фильма, не очень понятно.
P.P.S. Чтобы не путались в жанрах: «Эльфийская песня» — это кавайная комедийная мелодрама с элементами гаремного сёнэна, а по совместительству садистская кровавая фантастика. Эротика здесь состоит только в паре шуток про «панцу», а также в том, что у обнажённых девушек на грудях имеются соски (в «приличных» анимешках их обычно не рисуют). Под ужасами, видимо, имели ввиду кровищу, а под драмой — частично вышеупомянутую жестокость, частично мелодраму.
Краткое содержание:
Кота (Kouta) после долгого отсутствия вернулся в приокеанский город, в котором живёт его двоюродная сестра и подруга детства Юка. Кота собирается учиться в местном колледже. И Юка, с ранних лет неравнодушная к нему, естественно, поступает туда же. Её семья предоставила парню жильё в здании бывшей небольшой гостиницы, при условии, что тот будет за ней присматривать и прибирать комнаты. Когда вечером пара прогуливалась по пляжу, из воды им навстречу вышла нагая девушка с огненными волосами и маленькими рожками, которая не могла вымолвить ни единого слова, кроме трогательного "Ню!". Она выглядела столь беспомощной и невинной, что Кота отвёл незнакомку, которую они с Юкой так и прозвали Ню, к себе домой. Ребята даже не подозревали, что дали убежище смертельно опасной женской особи диклониуса, Люси, по изуродованным трупам двух десятков охранников вырвавшейся из экспериментальной лаборатории и разыскиваемой полицией и спецназом с приказом стрелять на поражение.
Диклониусы - похожие на людей мутанты, считающиеся Божьими избранниками и способные уничтожить весь человеческий род. Кроме маленьких рожек, напоминающих ушки эльфов, они обладают "векторами" - быстрыми, как свет, невидимыми руками длиной несколько метров. Эти векторы способны наносить ужасные повреждения и перехватывать в полёте пули, а также имеют и другие функции. Нетрудно понять, почему такие особи содержались под строжайшей охраной. Но побег Люси был вдвойне опасен тем, что она, в отличие от других диклониусов, имела способность к деторождению.
При побеге из лаборатории, находящейся на крутом берегу океана, Люси получила снайперскую пулю в голову, но та не помешала ей уйти в воду. Эта, а также некоторые другие причины привели к обострению присущего многим диклониусам душевного недуга - раздвоения личности. В результате, умная, но исключительно злобная Люси вдруг сменилась трогательной очаровашкой Ню с разумом малолетнего ребёнка, чтобы не сказать слабоумной. Именно эта метаморфоза и сбила с толку ребят, которые приютили милую незнакомку, попав в водоворот невероятных событий. Ведь кроткая Ню может в любую минуту обернуться смертоносным демоном Люси...
Эпизоды:
01. Encounter
02. Wipe Out
03. Within Heart
04. Meeting
05. Reception
06. Inner Feelings
07. Chance Meeting
08. The very beginning
09. Reminiscence
10. Suckling
11. Complication
12. Quagmire
13. No Return
14. In the passing rain (extra DVD episode)